Бог Мардук был покровителем воздуха. Он управлял движением Солнца и давал людям пищу (пшеницу, ячмень и другие злаки). Его называли «рожденным из океана», ведь каждый день Солнце выходит из-за небосвода над морской гладью, побеждая ночную тьму. Олицетворяли Мардука как бога мудрости. Он умел врачевать и обладал большой заклинательной силой.
Поговаривали, бог мог воскрешать мертвых. Всего он имел около 50 хвалебных имен. Хотя внешность имел весьма экстравагантную: темные волосы и длинная густая борода, яркое и длинное одеяние, четыре глаза и четыре уха. К тому же, Мардук был жарким, огнедышащим мужчиной. Являлся он всегда с четырьмя ветрами и семью бурями. Мардук – дитя Домкины и Эйя. Его женой была Царпаниту. Вместе с супругой они родили сына Набу – писателя таблицы судеб. Мардука часто именуют «судьей», «царем», а иногда и «отцом богов».
Новый год в Вавилонии
Бога Мардука ассоциировали с самым большим звездным светилом– Юпитером. Его символами были лопата, мотыга и дракон Мушхуш. Отдельные части тела Макдука сравнивали с деревьями и животными: большие внутренности – это львы, малые внутренности – собаки, хребет – кедр, череп – серебро, пальцы – тростник, сперма – золото. Правление Мардука ассоциировалось с празднованием Нового года. В те времена он начинался с весеннего равноденствия. В Вавилоне Новый год называли Акиту. Его празднование продолжалось 12 дней. Кроме того, у бога был свой собственный день – Цакмуку. Тогда чествовали создание мира и судьбы богов.
Бог Мардук и создание мира
У вавилонян существовал миф о сотворении мира. Его написали на 7 глиняных таблицах. Этот миф повествовал о том, что сначала был хаос, водная бездна, которую олицетворял страшный дракон в женском обличии Тиамту. Со дна беспорядка возникли боги, решившие загубить Тиамту, сделав хоть какой-то порядок. Чудище прознало о таких коварных планах пригрозило съесть своих обидчиков. Только Мардук не испугался и вступил с ним в конфликт. Перед сражением бог потребовал полного господства над другими в случае своей победы.
Мардук вооружился дубиной, сеткой и луком, сотворил четыре небесных ветра и 7 бурь для борьбы с 11 чудовищами Тиамту. Он смело вступил в бой. В раскрытый рот чудища Мардук вонзил «злой ветер» и сразу же прикончил его стрелой. Он отнял у мертвой Тиамту книгу судеб, принесшую ему всеобщее признание. Бог разрубил Тиамту надвое: из одной части создал землю, из другой – звездное небо, из глаз – реки Евфрат и Тигр. Затем Макдук принялся за растения, животных и рыб. Окончание мироздания ознаменовалось сотворением человека из крови одного из богов, смешанной с глиной. Интересно, что его казнили за измену и помощь Тиамту. Скорее всего, поэтому люди впоследствии обязаны были приносить жертвы богам.
Пир на весь мир
Дабы отблагодарить Мардука боги устроили пир вселенских масштабов. Они также построили Эсагила – храм неслыханных размеров и красоты. Они целый год делали кирпичи, еще год – возводили храм. Назвали его — Вавилон, что значит «Божьи врата». Именно его минарет – Э-темен-ан-ки – взяли за основу для библейской легенды о Вавилонской башне. В этом храме Мардука возвели в ранг царя богов. В нем находилась сокровищница с несметными богатствами и золотая статуя верховного бога весом около 20 таланов (600 килограмм).
Храм возвышался над другими постройками подобно символу «бескрайних небес». В его стенах боги часто устраивали богатые пиршества. Многие правители древнего города в дальнейшем строили в его честь башни зиккураты. Это не вызывает никакого удивления, так как Вавилон стал главным городом Месопотамии, а Мардук — вершителем судеб богов и людей.
Политические страсти на древний лад
В мифе о создании мира четко прослеживается политическое влияние: Вавилон победил и все остальные ему подчинились. Жрецы понимали, что это нужно было закрепить, потому-то и возник некий бог Мардук – покровитель древнего государства. Вскоре его и вовсе нарекли божественным царем.
Спустя некоторое время образ Мардука начали ассоциировать с великими божествами Вавилонии. Его проявлениями были: Нергал (бог войны, смерти и недугов), Набу (бог письменности), Син (бог Луны). Но более всего вавилонские жрецы пытались включить в образ Мардука умирающего и воскресшего бога.
Важнейшие боги почитались в подавляющем большинстве городов; их культы уходят корнями в древнейшие этапы месопотамской истории.