Парвати богиня в индуистской мифологии супруга бога Шивы. Выступает и как созидающее, женское творящее начало (Дэви, Сати, Великая Мать, Гаури, Лалита, Бхавани, Трипурасундари) и как темное воинствующее начало (Амбика, Кали, Дурга, Чанди, Бхайрави). Всего насчитывают не менее сотни имен. Исследователи считают, что возникновение представления о Великой Матери, одного из главных аспектов сложного образа Парвати, произошло в III тысячелетии до нашей эры, в эпоху хараппской цивилизации.
Это предположение основано на находках в хараппских поселениях глиняных статуэток беременных женщин, аналогичных фигуркам, найденным на Кипре, Крите, в Месопотамии, в слоях, датируемых II тысячелетием до нашей эры. Эти изображения интерпретируют как изображения Матери-Земли, Богини-Матери, культ которой был распространен на территории Западной Азии.
Но самые древние из известных письменных памятников, излагающих мифы о Великой Матери известны лишь с VI века нашей эры. Сведения о ней находят в пуранах и тантрах.
Исследователи убеждены, что образ Великой Матери имеет неарийское происхождение, был признан брахманами поздно и не в полном объеме. Образ Парвати как Великой Матери отличен от женских божеств, описанных в Ригведе (древнейшем индуистском письменном памятнике, датируемом 1700—1100 гг. до н. э). Но уже в более поздних памятниках у женских божеств появляются символы, характерные для Великой Матери Деви: это покоящийся на водах лотос, символизирующий окруженную океаном землю. Но в брахманском индуизме цветы лотоса и подводные стебли связаны с образом Лакшми, супруги Вишну. Священные тексты, прославляющие Парвати в роли Великой Матери считаются неведическими.
Парвати имеет и устрашающие обличья, сочетающие устрашающие свойства всех индуистских богов. В образах Амбики, Чамунды, Кали, Дурги Парвати истребляет демонов. В устрашающих обличьях богиня обычно имеет множество вооруженных рук и сидящей верхом на льве, или изображается со львом, сидящим у ее ног. На изображениях Парвати в ее воинствующих ипостасях также часто присутствует змея. Устрашающие аспекты образа Парвати сопряжены с обрядами, требующими кровавых жертвоприношений. Обычно жертвенным животным является козел, но некоторые исследователи считают, что на ранних стадиях развития культа имели место и человеческие жертвоприношения.
Парвати богиня в гимнах древней Индии
Согласно мифологическим свидетельствам, Парвати — это реинкарнация соврешившей самосожжение первой жены Шивы – Сати. Причиной самоуничтожения Сати стала критика Шивы ее отцом, Дакшей. Услышав из уст отца хулу в адрес Шивы, Сати прыгнула в жертвенный огонь. Разъяренный гибелью жены, Шива отрубил Дакше голову, а после пустился в неистовый танец с прижатым к груди обугленным телом Сати. Он семь раз обошел в своем танце вокруг Земли, и, испугавшись последствий, Вишна разрубил тело Сати на куски, которые выпали из рук танцующего Шивы. Придя в себя, Шива воскресил Дакшу, но, не найдя отрубленной головы, заменил ее головой козла.
А погибшая Сати переродилась в дочь Химавана (Гималаи) и Мены. Она стала зваться Ума или Парвати, что означает рожденная горой.
После гибели Сати Шива стал аскетом и медитировал сидя на горе Кайлас. И Парвати, чтобы стать женой Шивы, пришлось совершать аскетические подвиги. Узнав об этом, Шива явился к ней в образе карлика – брахмана и принялся высмеивать Шиву, но Ума-Парвати заткнула уши, чтобы не слушать хулы на своего возлюбленного. Это убедило Шиву в преданности Парвати он женился на ней и они поселились на той самой горе Кайлас, где Шива прежде предавался медитации.
Парвати всегда оставалась верна Шиве, услаждала его своим обществом, вела философские беседы. Но в то же время она была строптива, ревновала своего мужа к живущей в его волосах Ганге, и к богине сумерек Сандхье. Однажды, после того как Шива упрекнул Парвати за темную кожу, она убежала в лес и предавалась аскетизму до тех пор, пока Брахма не даровал ей золотистый цвет лица. После получения этого дара Парвати получила и еще одно имя — Гаури, что значит золотоцветная.
Мифы описывают и еще одну ссору супругов – во время одной из философских бесед Парвати утомилась и задремала. Рассерженный ее невнимательностью Шива низверг Парвати с Кайласа и превратил в прекрасную рыбачку. Но затем, соскучившись, он наслал на селение рыбаков акулу, рвущую сети, потом явился в селение в образе рыбака, изловил акулу и в качестве награды взял Парвати в жены.
Парвати – мать слоноголового бога мудрости Ганеши, которого она родила из своего пота.
Парвати также причастна к рождению бога войны Сканды. Согласно одному из мифов, в Сканду превратились шестеро детей Шивы, рожденных им без участия богини. Но Парвати полюбила малюток и в приливе любви так крепко обняла их, что шесть тел соединились в одно, шестиглавое существо. Согласно другому мифу, Сканда изначально был с шестью головами. Когда Парвати впервые увидела его, то почувствовала прилив материнской любви, а ее груди наполнились молоком.
Согласно еще одному мифу Парвати является причиной появления у Шивы третьего глаза: как-то пошутив, она закрыла Шиве глаза руками. Тогда, чтобы рассеять охватившую весь мир тьму, Шиве и пришлось создать себе третий глаз.