В основе индуистской мифологии (мифология индийская), как и мировоззрения большинства индийцев, находится представление о вечности и бесконечности Вселенной и множественности всего сущего. Недаром же Индию называют страной 33 миллионов богов, и, как отмечают некоторые индологи, это отнюдь не преувеличение.
Во главе всего этого огромного пантеона стоит знаменитая троица, или точнее – тримурти, – Брахма, Вишну и Шива. Именно трем этим богам посвящено наибольшее количество мифов и приданий в индуизме.
Брахма в индуистской мифологии является богом-творцом, который создал мир. Миф о сотворении мира повествует о том, что Брахма появился из яйца, всплывшего из недр бесконечного океана. Затем Брахма, использовав свою духовную энергию, разделил это яйцо на две половинки. Так возникли небо и земля. Затем Брахма продолжил созидать, создав воздух, богов, зверей, людей, реки, моря, горы, растения и т.д.
Сделав эту работу, Брахма погрузился в самосозерцание. Однако, пораженный красотой сотворенной им же богини Савитри, он сделал себе сначала четыре лица, чтобы постоянно видеть её, а затем и пятое, когда она отправилась на небо. Кстати, один из мифов повествует о том, что Шива однажды отрубил это пятое лицо Брахмы, чтобы тот не чувствовал себя более великим богом, чем он.
В индуистских мифах постоянно используются такие понятия, как «день» и «ночь» Брахмы. Именно в течение «дня Брахмы» возникает и развивается вся жизнь в мире, а «ночью Брахмы» она умирает. Эти «ночь» и «день» длятся многие миллионы лет в человеческом исчислении.
Знакомства с божествами
Другим членом высшего божественного триумвирата является Вишну, основной функцией которого в индуистской мифологии является охранительная. Вишну – это бог справедливости, близкий по своему духу большинству индийцев. Именно он всегда появляется в тот момент, когда зло в мире начинает брать верх и побеждает его. Так, в одном из мифов повествуется, как Вишну вырвал этот мир из-под власти демона Бали. Для этого он предстал перед демоном в образе карлика и попросил у него небольшой клочок земли размером в три шага. Бали согласился. Но, начав мерить землю, Вишну превратился в великана и двумя шагами смог охватить весь мир, а третий использовал для того, чтобы вдавить Бали в землю, разрешив ему возвращаться на поверхность только один раз в год.
Карлик – это одно из десяти основных воплощений Вишну, которые в Индии называют аватарами (именно из индуизма это слово и пришло в современный бытовой язык). Кроме карлика есть еще вепрь, черепаха, рыба, человек-лев, Парашурама (непобедимый воин), Рама, Кришна, Будда и Калки (мессии, приход которого только ожидается). О каждой из аватар Вишну существует множество мифов, но наиболее популярным из них являются мифы о Раме и Кришне.
Первый из них является главным героем знаменитого эпоса Рамаяна, повествующего о том, как наследник престола царевич Рама, победив в честном поединке, получает руку и сердце красавицы Ситы. Однако младшая жена его отца (мать Рамы была старшей) путем интриг добивается, чтобы трон наследовал ее сын, а не Рама.
В результате сам Рама, его жена и один из его братьев – Лакшман – уходят в джунгли, чтобы жить там. Но и там им нет покоя от сил зла – сестра царя демонов Раваны пытается соблазнить Раму, а когда тот не поддается, уговаривает брата отомстить, похитив красавицу Ситу.
Еще пару моментов
Рама и Лакшман отправляются на поиски Ситы, в ходе которых вступают в союз с народом обезьян и народом медведей. Объединенное войско под командованием одного из предводителей обезьян – Ханумана – направляется на остров Ланку, где находится цитадель демонов-ракшасов. В кровопролитной битве демоны повержены, а сам Равана побежден Рамой в поединке.
Кришне, как одному из воплощений Вишну, посвящена, кроме всего прочего, большая часть эпоса Махабхарата, повествующего о том, как он, являясь колесничим и советником Арджуны, главного героя этого эпоса, сыграл главную роль в победе братьев-царевичей Пандавов над узурпировавшими их власть Кауравами.
Кроме Рамаяны и Махабхараты Вишну посвящено еще множество мифов, рассмотрение которых могло бы занять не одну жизнь.
Считается, что основной функцией третьего бога Тримурти – Шивы – является разрушение, хотя индуистская мифология свидетельствует о том, что гораздо более важной для него является роль созидателя. Именно он обладает космической энергией, которая оплодотворяет различных существ и все явления действительности. В мифах часто упоминается о спорах между Брахмой, Вишну и Шивой о том, кого из них следует считать творцом.
Однако функция разрушения у Шивы выражена очень ярко. Так, именно он уничтожает богов и весь мир в конце каждой кальпы (т.е. «дня Брахмы»). Именно поэтому гораздо чаще он изображается в устрашающем облике, а когда танцует тысячерукий Шива, не только люди, но и боги содрогаются от ужаса.
Кроме всего прочего Шива еще и аскет. Именно с этим его качеством связан миф о третьем глазе Шивы, который возник у него в тот момент, когда его жена Парвати, подойдя сзади, закрыла ему глаза ладонями. С помощью этого третьего глаза Шива уничтожил бога любви Каму за то, что тот хотел отвлечь Махайогина (одно из наименований Шивы) от его аскетических подвигов.
В заключение можно отметить, что индуистская мифология (мифология индийская) является, пожалуй, самой богатой, красочной и многообразной среди всех остальных.