Индуистская мифология, в отличие от более привычных нам античной, скандинавской, европейской и частично славянской системы отличается достаточно сложной структурой. Связано это с тем, что мифологическая традиция в случае с Индией, формировалась, во-первых, на значительной площади, и, во-вторых, среди крайне неоднородного населения, для которого были характерны весьма противоречивые культурные традиции. Вот почему, говоря о мифах древней Индии, специалисты обычно уточняют, о какой местности и о каком периоде идет речь.
И все же, чтобы получить хотя бы приблизительное представление о структуре мифологии, ее следует разделить на два периода:
- Ведийские мифы, которые сформировались еще до нашей эры;
- Собственно индуистскую мифологию, которая сформировалась на основе ведийской религии и литературной традиции, и сама стала основой индуизма как философско-религиозного учения.
Индуистский пантеон
Одной из ключевых особенностей индуистской мифологии является крайне обширный пантеон, включающий в себя более тысячи (по оценкам некоторых исследователей – до нескольких тысяч) богов. Как правило, эти боги воспринимаются либо как проявления великого Брахмана (безличного созидательного начала), либо как аватары Ишвары – верховного всемогущего божетсва.
Всех богов исследователи условно разделяют на Тримурти и Локапал. Тримурти представляют собой триаду, объединяющую трех великих божеств:
Брахму, вышедшего из Золотого Яйца и сотворившего вселенную в начале времен;
- Вишну, который отвечает за бытие сотворенной вселенной;
- Шиву – бога-разрушителя, который будет обязан разрушить все созданное Брахмой и другими богами в конце времен.
Локапалы – это божества, которые «отвечают» за стороны света и за проявления стихийных сил. Всего локапал восемь, но наиболее известными являются:
- Индра – покровитель востока, бог-громовержец, призывающий на землю дождь. Индру часто считают своим покровителем воины;
- Агни – покровительствует юго-западу, считается богом огня;
- Варуна – бог запада, повелитель рек, озер и всех водных источников;
- Сурья – бог-солнце, хранитель юго-востока;
- Сома – бог-луна, покровитель северо-востока;
- Яма – южный бог, в ведении которого находятся закон, справедливость и смерть.
Естественно, кроме упомянутых богов есть еще масса сущностей «помельче» — как почитаемых во всей Индии (как, например, гандхарвы – ангелоподобные жители неба, или наги – гигантские змеи, обитающие в подземном царстве), так и местночтимых, сила которых распространяется на одну-две деревни.
Индийский эпос
Неотъемлемой частью индуистской мифологии является древнеиндийский эпос. Он представлен огромным количеством поэтических произведений, но, несомненно, важнейшими в этом перечне будут две эпические поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна».
«Махабхарата» — это огромное произведение, которое по объему в восемь раз превышает всемирно известные «Одиссею» и «Илиаду», вместе взятые. В нем рассказывается о борьбе за власть между Пандавами (потомками Панду, сына Бхараты) и и Кауравами (сыновьями его брата Дхритараштры). Несмотря на насыщенность событиями, «Махабхарата» не только описывает битвы, интриги и взаимные предательства, но и содержит ряд философских поучений. Наиболее известным из них является «Бхагават Гита» — обращение Кришны к Арджуне, который в бою поднимает оружие на своих родственников (в индуистской традиции – страшный грех вне зависимости от обстроятельств).
«Рамаяна» несколько уступает «Махабхарате» по объему и количеству описываемых событий. В ней рассказывается о жизни царевича Рамы, который описывается как идеальный сын и идеальный правитель. Отправившись в изгнание на четырнадцать лет, рама вынуждено вступает в противоборство с Раваной — царем ракшасов (демонов) и повелителем Цейлона. В результате этого противостояния Рама убивает Равану, освобождает похищенную им жену Ситу и возвращается со своей семьей в столицу, которой и правит в течение многих лет.
Конечно же, в рамках столь сжатого обзора сложно дать полное представление о многогранной индуистской мифологии. И все же стоит отметить, что наиболее популярные мифы, которые заложили основ современного индуизма, будут понятны и интересны не только жителям Индии, но и носителям европейской культуры. Помимо сугубо мифологического аспекта каждая история – будь то рассказ о сотворении мира Брахмой или легенда о деяниях Индры – покровителя воинов – несет в себе еще и философское поучение, затрагивая вечные ценности, близкие для любому человеку.