Сома, божество Луны (или Месяца), в индийской мифологии является хозяином над очень и очень многим. Звезды на небесах, растения на земле, сами жрецы, а также их обряды, благочестивые обеты, которые даются в святилищах – вот сфера, за которую ответственен Сома. Таким могуществом его наделил сам великий Брахма, создатель Мира.
Луна, ее свет, по представлениям древних индийцев, помогали растениям благополучно развиваться. Действительно, в жарком климате прохлада лунной ночи, роса и влага необходимы, чтобы получился хороший урожай.
При глубоком рассмотрении роль Сомы в пантеоне индийских божеств выглядит сложнее и значительнее. Так, он в одно и то же время и создатель, и сын неба. Несмотря на то, что покровительствует Луне, он при этом заставляет светиться и Солнце.
Кроме того, Сома как божество покровительствует человеку во многих сферах его жизни. Он – господин закона и обладает способностью избавлять от недугов, помогает приобретению достатка, увеличению жизненных сил, отысканию пути. Сома способен приводить воду, приносит пищу, может наказать за произнесение злых и несправедливых речей.
Но всем этим не исчерпывается могущество «лунного бога». Он, помимо всего прочего, принадлежит к числу Хранителей Мироздания, которые в индуистской традиции называются локапалами. Первоначально в мифах присутствуют лишь четыре хранителя четырех главных сторон света. Затем их становится больше. Так, под покровительством Сомы находится Северо-Восток.
Мифы повествуют нам о том, как, получив от Брахмы власть над многим, Сома первым совершил особый обряд – раджасуя, то есть обряд посвящения в цари, и сам стал царем. Покровительство Брахмы и власть направили Сому на путь гордыни. Он, в восхищении собой, забыл о том, что такое добродетель.
Сома похитил у своего собственного двоюродного брата Брихаспати жену. Супруга Брихаспати звалась Тара и была большой красавицей.
Результатом этого поступка стала война между богами и асурами (вечно противостоявшими богам титанами, гигантами и демонами). У Брихаспати был противник, Шукра Ушанас, наставник асуров. Он принял сторону Сомы.
Рати богов и асуров столкнулись с ужасающей силой, которая потрясла всю землю до самых ее глубин. Земля воззвала к Брахме, и всемогущий остановил уничтожение, приказав противникам заключить мир. Прекрасная Тара была освобождена и возвращена законному супругу.
Однако красавица оказалась беременна, и вскоре родился чудесный ребенок. И Сома, и Брихаспати хотели оба назвать себя его отцами. Долго не могли дознаться от матери, чей же это действительно сын. И только при помощи Брахмы стало известно, что отцом является Сома, который нарек потомка Будхой и подарил ему планету, носившую то же имя – Будха.
«Махабхарата» рассказывает и о других деяниях Сомы – в частности, о двадцати семи женах, то есть созвездиях, которые индийцы насчитывали на небе. Все они были дочерьми Дакши, а он, в свою очередь, одним из потомков самого Брахмы. Отношения Сомы и его жен, согласно мифу, привели к важным последствиям для мироздания: у месяца появилось свойство периодически прибывать и убывать.
Сома среди всех выделял только одну супругу, Рохини. Остальные, устав от такого невнимания, решили пожаловаться отцу. Дакша решил призвать Сому к себе и добиться от него того, чего искали его дочери. Сома, явившись, дал согласие исправить положение дел, но обещания не выполнил. Так же было и на второй раз, когда дочери опять пришли жаловаться на Сому.
На третий раз Дакша не выдержал и наслал на бога Луны особый недуг. Сома вдруг начал чахнуть. Но при этом и свет Луны в небесах, что ни ночь, все больше и больше меркнул. Стали погибать растения, а без корма – и животные. Наконец, боги забеспокоились и пришли к повелителю Луны. Тот рассказал им о проклятии Дакши, и тогда боги обратились к виновнику событий с просьбой спасти вселенную от погибели.
Дакши понял, что должен избавить Сому от проклятия и отправил его смыть с себя грех в реке Сарасвати. Бог перестал чахнуть, однако, не совсем. Дакши решил так: пусть Сома в течение одной половины месяца худеет, а в течение другой – полнеет. Стало по сему, и отныне в небесах Месяц убывает и прибывает, но жизнь на земле сохраняется – говорит индийский миф.
Сома в Древней Индии – это не только имя божества, но и название напитка, который, по дошедшим до современности описаниям, обладал свойствами вызывать измененные состояния сознания, вводить в экстаз. Благодаря таким свойствам сому часто приносили в жертву божествам.
Связь напитка и божества объясняется фразой из Ригведы, которая гласит, что сома приходит с небес, но произрастает на земле, на склонах гор.
По окончании ведического периода сома приобрела в восприятии людей свойства «напитка бессмертия». Месяц в небесах вечен, и проистекающая из него «лунная сома» также наверняка способна подарить бессмертие.
Музей египетской археологии Питри это часть Университетского колледжа Лондона коллекция которого насчитывает около 80 тысяч экспонатов. Музей Питри…
День добрый друзья блога ancinet-east.ru сегодня у нас довольно большая тема это "Империя Селевкидов", а…
Про Лилит существует множество поверий. В целом она представляется демоницей, которую кабалисты считают первой женой…
Климат на планете Земля за последние годы сильно изменился. Идет глобальное потепление и вечные льды…
Доброго времени суток читатели блога ancient-east.ru сегодня мы поговорим о древнегреческом ученом затронем интересные факты…
Здравствуйте уважаемые читатели блога ancient-east.ru сегодня у нас интересная тема, мы будем говорить о биографии…