Восемь бессмертных — Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань

Китайская даосская мифология знакомит нас с группой канонизированных героев – Восемь бессмертных. Упоминание об этих героях можно встретить в первых веках нашей эры, но канонизированы они были, по всей видимости, не раньше XI-XII вв. Причем состав группы периодически менялся.

Так в группу Восьми бессмертных какое-то время входил Сюй-шеньвэн. Это был реальный персонаж, но более позднего времени, где-то XIII в. Но всегда неизменным главным героем был Ли Тегуай, позднее — Люй Дунбинь. Сегодня эта группа Восьми бессмертных выглядит так: Люй Дунбинь, Ли Тегуай, Чжунли Цюань, Чжан Голао, Цаогоцзю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и Хе Сяньгу.


Восемь бессмертных - Люй Дунбинь.
Люй Дунбинь

Восемь бессмертных — Люй Дунбинь, Чжунли Цюань, Лань Цайхе

Люй Дунбинь. Всегда неизменный главный герой Люй Дунбиня присутствует в даосском китайском эпосе уже в XI в. А в «Заметках из кабинета Неразумного» Чжэн Цзинби можно уже увидеть сложившийся образ и узнать историю жизни этого легендарного героя.

По описанию Чжэн Цзинби, Люй имел лицо дракона, торс тигра, шею журавля. Возможно виной тому был белый журавль, спустившийся на ложе матери Люя в момент, когда он был зачат.

Кроме экзотической внешности, Люй имел массу способностей. Эти способности оценил по достоинству Чжунли Цюань, и обучил его в совершенстве владеть шпагой и магии. С тех пор Люй мог становиться невидимым для окружающих.

Но другая легенда говорит о том, что учитель Чжунли Цюань проповедовал даосизм, и обратил Люя в эту веру. Люй стал помощником для людей, готовых постигать все тонкости учения дао.

Есть еще легенда, где повествуется о том, как повстречались Люй и даос на постоялом дворе. Даос завел разговор о бренности всего сущего, мизерности человеческих чаяний и надежд. Люй не хочет в это верить, но сон, неожиданно настигший его, рисует картины будущего безрадостными и безутешными. Впереди одни разочарования. Люй прозревает, и ему ничего другого не остается, как уйти из мирской жизни и искать истину в даосизме. Позже этот сюжет будет часто использоваться в китайской драматургии. Наиболее известные из произведений — «Сновидения Дунбиня» и «Записки о случившимся в изголовье».

Лань Цайхэ - китайский культурный герой.
Лань Цайхэ

О Люе говорят, как о победителе демонов. В представлении простых смертных он святой, обладающий умением указать путь к спасению или излечению. Изображают его с мечом, а возле него обычно Лю — его ученик, из головы которого произрастает ивовая лоза.

Все же имя Лань Цайхе встречается первым в литературных трудах последователей даосизма. Юродивый, который не имеет ничего, а пропитание добывает на базарах, прося милостыню. Но и эту милостыню он может раздать другим людям или пропить без жалости. Круглый год он ходит в рваном халате, ватой утепляя его при наступлении холодов.

Но в один из дней Лань Цайхе исчезает, поднимается в облака вслед за внезапно появившимся журавлем, чтобы обрести бессмертие. Его начинают почитать сначала как покровителя музыкантов. Но со временем флейта и кастаньеты из его рук исчезают, а на их месте появляется корзина, кстати, Лань –это тоже звучит как слово «корзина». А в корзине неизменные хризантемы и бамбуковые ветви, символизирующие бессмертие. Иногда Лань изображают настолько женоподобным, что его принимают за фею цветов, но больше он известен как покровитель садоводства.

Чжунли Цюань мифический персонаж.
Чжунли Цюань

Чжунли Цюань говорил о себе, что появился на свет в III в н.э., но в приданиях имя его появляется в X веке. Вот как описывают его внешность в литературе: богатырский рост, борода длинная и курчавая, густые волосы, весь в татуировках. Профессия — каллиграф. Но позже появляется версия, как будто он командовал войсками в войне против тибетских племен. И когда казалось победа уже близка, в небе появился бессмертный, который изменил ход событий, и войско Чжунли было разбито. Ли Тегуай, а по некоторым источникам это был именно он, увидел возможность таким способом наставить Чжунли на путь Дао.

Чжунли после долгих лет учебы стал известным алхимиком. Умел получать драгоценные металлы из олова и меди и нередко делился ими с бедными людьми.
Однажды по воле богов он узнал тайну бессмертия. И белый журавль унес Чжунли в обитель бессмертных. В руках его веер. Этот веер имеет способность оживлять мертвых. Прославляют же его как основателя даосских сект.

Восемь бессмертных — Чжан Голао, Ли Тегуай, Хань Сян, Цао-гоцзю, Хэ Сяньгу

Эпоха Тан дала миру еще одного героя Чжан Голао. Это IX в. Маг и чародей Чжан путешествует на казалось бы обычном белом осле, но останавливаясь на привале, убирает его, складывая, как бумажку, а, при необходимости, реанимирует, облив водой. Водою же он оживил и мага Шэ Фашана. Тот рассказал императору, что Чжан во время сотворения мира появился в образе летучей мыши-оборотня.

Чжану было открыто как, прошлое, так и грядущее. Изображают его даосским старцем, восседающим верхом на осле задом на перед, с трещоткой в руках. Часто это изображение можно было увидеть в комнате у новобрачных, которые ждали от него сыновей.

Из группы Восьми бессмертных выгодно выделяется Ли Тегуай. Его популярность ощущалась в XIIIв., когда существовала масса народных сказаний о таинственных хромых. Да, он хромал и передвигался, опираясь на железную клюку, а за спиной носил тыкву с чудодейственным зельем. Тело ему досталось от умершего нищего, потому как во время практик дао – выходе души из тела, его собственное тело растерзал тигр.

О его жизни и делах ходило множество легенд, но больше он запомнился людям как целитель, снадобья которого моментально излечивали. Его изображения помещали как вывеску на лавках аптекарей.

Еще один из Восьми бессмертных — Хань Сян. Это реальный человек, племянник известного литературного деятеля и философа того времени. Дядя Хань Сяна, будучи сторонником учения Конфуция, не доверял чудесам даосского учения. И все повествование о Хань Сяне и его жизни звучат, как подтверждение превосходства даосизма над конфуцианством. Хань Сян, в отличие от дяди, мог вызвать дождь, вырастить стихи, совершить множество нереальных превращений. Маг и чародей изображен с корзинкой, наполненной цветами, а поклоняются ему, считая покровителем садовников.

Цао-гоцзю присоединился к Восьмерке бессмертных значительно позднее. Будучи сыном первого министра Цао Бяо, при сунском государе Жэньцзуне и младшим братом императрицы Цао, Цао-годзю презирал роскошь, был равнодушен к деньгам и власти. Покинув дом, в поисках истинного счастья, повстречал даоса Люй Дунбиня, и отправился с ним постигать секреты даосизма. Цао-годзю покровитель актеров — изображается с кастаньетами в руках.

В группе Восьми бессмертных присутствует женщина. Это Хэ Сяньгу. Китайский эпос переполнен легендами о женщинах, девушках, носивших имя Хэ. И со временем все эти истории объединились и создали героиню, по праву занявшую почетное место в числе бессмертных. Цветок лотоса – это тот символ, по которому ее легко узнать. Кроме белого лотоса – символа чистоты, она иногда держит корзину с цветами. Но встречается изображение Хэ, где вместо лотоса у нее в руках черпак, и тогда Хэ – хранительница домашнего очага. За трудолюбие и долготерпение боги позволили ей убирать лепестки цветов у небесных врат.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Автор: Jarik

Увлекаюсь историей и фотографией.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии