Шумерская мифология боги и демоны

Люди Древнего Шумера жили в условиях тревоги и постоянных забот. Природа не защищала их от набегов соседних народов, а непостоянные и непредсказуемые разливы рек Тигр и Ефрат внушали чувство неуверенности в будущем.

Мифология, родившаяся на этой земле, тесно связана с условиями жизни. Местные боги больше заботились о хозяйственно-административных проблемах жизни, были суетливы и капризны, а посмертная участь виделась жителям Шумера унылой и малообещающей.

Шумерские мифы не были едины, в разных общинах версия того или иного мифа могла отличаться. Однако можно выделить некоторые общие черты, говорящие о едином происхождении представлений.

Священная барка. Оттиск печати из Урука. 3 тыс. до н. э.
Священная барка. Оттиск печати из Урука. 3 тыс. до н. э.

В основе идей об устройстве Вселенной лежала пара понятий «небо — земля». Земля в представлении шумеров была плоским диском посреди мирового океана. Небесная сфера, или «лиль» (ветер), по которой плывут облака, опирается на небесную твердь, на которой размещены солнце, луна и звезды. Некогда все стихии существовали в единстве, но в результате деятельности богов были навсегда разделены.

Шумерская мифология — боги и их качества

Боги шумерского пантеона были похожи на людей и существовали в подобной шумерскому обществу иерархической системе. В мифах участвовало относительно небольшое количество божеств: бог воздуха Энлиль, бог воды Энки, бог южного ветра Нинурта, богиня плодородия Инанна, — пожалуй, самые известные из них.

Заботы шумерских богов, устроение быта, женитьба, их желания и противоречия создали мир в известном шумерам виде. Так, земля произошла от брака Энлиля, господина воздушного пространства, и повторно вышедшей замуж богини Нинлиль.

В основном все явления природы создал бог Энлиль. Однако привел в порядок все созданное другой бог, Энки. Он вспахал землю, избавил ее от многочисленных ядовитых гадов, заполнил реки водой и рыбами, после чего распределил обязанности между божествами.

Также, Энки научил людей всему необходимому и дал им закон. Он разделил участки землевладельцев границами, чтобы каждый усерднее ухаживал за своим участком.

Для того, чтобы люди не были похожи на зверей, им были даны законы: над ними стали править некие «силы» или «установления», называемые шумерами «ме». К этим «ме» относились: власть, мир, победа, корона, сила богов и др. Согласно этим представлениям, любой вещи соответствует слово, или понятие, находящееся у богов. Обладание этим словом, или «ме», дает полноту власти.

Однажды Инанна хитростью выманила у опьяневшего Энки множество таких магических «ме» и передала их жителям Урука, в котором была правительницей. Протрезвив, Энки горько сожалел о потере, а люди обрели множество драгоценных навыков: появились ремесла, искусства, общественные и политические установления, инструменты и технологии.

В Шумере рано зародились представления о рае, благодатной стране Дильмун. Однако достичь ее могли лишь боги, для людей это место было закрыто. В этой светлой и непорочной стране не существовало ни болезней, ни смерти.

Некоторые сюжеты из мифологии

Люди были созданы божествами из глины для того, чтобы работать на богов. Некоторые попытки создать людей были не очень удачны: однажды Энки выпил слишком много вина и из под его рук стали выходить достаточно безобразные существа. Позже он справился с задачей, однако именно этими неудачными опытами объясняется существование уродств и отклонений среди людей.

Сезонные изменения также объяснялись деятельностью богов. Миф повествует о путешествии богини Инанны в подземный мир, где она была захвачена в плен владычицей Эрешкигаль. Подземная богиня соглашается вернуть Инанну лишь с условием, что она найдет себе замену для жизни в царстве мертвых. Разозлившись на супруга, бога плодородия Думузи, который в ее отсутствие занял престол, Инанна посылает его в подземное царство. Этими циклическими путешествиями в подземный мир и объясняются неплодородные сезоны года.

Ряд мифологических сюжетов Шумера порождает ассоциацию с библейскими мифами. Так в мифе о потопе боги решают истребить людей за их пороки и непослушание. Лишь покорный царь Зиусудра, который отождествляется с библейским Ноем, был спасен богами от гибели. Он возвел корабль, на котором пережил мировой потоп, а после был перемещен в Дильмун, подобно богу.

Существует множество и других узнаваемых сюжетов. Шумерская мифология — один из тех источников, в которых можно найти следы происхождения многих важных идей и представлений человечества.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Автор: Jarik

Увлекаюсь историей и фотографией.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии